РАСЧЕТ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
 
 
 
Описание
 

 

Общая информация об экологических платежах. 

Действующим законодательством РФ предусмотрена плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), которая заменила ранее взимавшуюся плату за загрязнение окружающей среды. Необходимость платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Этот закон устанавливает, что негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного (вредного) воздействия на окружающую среду в соответствии с Федеральным законом относятся: 

  •  выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; 
  • сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 
  • загрязнение недр, почв;размещение отходов производства и потребления; 
  • загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; 
  • иные виды негативного воздействия на окружающую среду. 

 В настоящее время плата за НВОС взимается только за следующие виды негативного воздействия: 

  •  выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными объектами; 
  • выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными объектами; 
  • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; 
  • размещение отходов производства и потребления. 

За другие виды вредного воздействия, указанные в Федеральном законе от 10.01 2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, вибрацию и т. п., экологические взносы не уплачиваются из-за отсутствия нормативов платы, т.к. невозможно определить размер этих взносов. 

 Плата за негативное воздействие на окружающую среду по Определению Конституционного суда от 10.12.2002 г. № 284-О, признана обязательным публично-правовым платежом. Этот платеж носит индивидуально-возмездный и компенсационный характер и является по своей правовой природе не налогом, а фискальным сбором. 

 В соответствии с п. 2 статьи 8 Налогового кодекса, под сбором понимается обязательный взнос, уплата которого является одним из условий предоставления плательщикам определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). УМНС РФ в письме за № 06-01-25/21 91 от 10.02.2004 и в официальном Разъяснении от 15.01.2004г. однозначно подтверждает обязательность платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

 Однако в соответствии с законодательством внесение платы за загрязнение окружающей среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан загрязнением окружающей среды. 

 

Кто платит за НВОС?

Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются предприятия, учреждения, организации, российские и иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ, связанные с природопользованием, то есть имеющие источники негативного воздействия на окружающую среду. В связи с выходом Постановления Конституционного суда РФ № 8-П от 14.05.2009г., все организации, финансируемые из бюджетов различных уровней и ранее освобожденные от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, должны с 01.01.2010 г. также осуществлять данные платежи. 

 

Каковы сроки уплаты платежей за НВОС? 

Согласно п. 1 Приказа Ростехнадзора РФ от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» все экологические платежи нужно перечислять до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. 

 

 
 
Нормативно-законодательная  документация для расчета платы за НВОС
 

 

  Согласно ст.16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) субъекты хозяйственной деятельности(это предприятия, организации, юридические и иные лица), осуществляющие любые виды деятельности на территории РФ,  связанные с природопользованием,  обязаны вносить  плату за негативное воздействие на окружающую среду. Негативное воздействие на окружающую среду является платным. Данный вид платежа относится к обязательным неналоговым платежам.

 

 В связи с принятием постановления Правительства РФ № 717 от 13.09.2010 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации  по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.02.2012г. № 64 «О наделении полномочиями главного администратора (администратора) доходов Федерального бюджета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов» территориальные органы Росприроднадзора наделены полномочиями администраторов доходов  федерального бюджета на соответствующей территории в части платы за негативное воздействие на окружающую среду. 

 Согласно данному Приказу территориальные органы Росприроднадзора (на территории Ярославской области - Управление Росприроднадзора по Ярославской области)  осуществляют следующие бюджетные  полномочия: 

  1. начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, в том числе штрафов; 
  2. взыскания задолженности по платежам в бюджет, в том числе штрафов;
  3. принятия решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей бюджет, в том числе штрафов, и представление в орган Федерального казнчейства поручений (сообщений) для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов РФ; 
  4. принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление соответствующего уведомления  в орган Федерального казначейства; 
  5. взыскание задолженности по платежам в бюджет через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; 
  6. доводит до плательщиков, судов (мировых судей), судебных приставов-исполнителей сведений о реквизитах счетов, открытых территориальными органами Федерального казначейства для учета доходов, распределяемых между бюджетами бюджетной системы РФ, и другие реквизиты, необходимые для заполнения расчетных документов соответствии с порядком, установленным Министерством финансов РФ; 
  7. заполняют (составляют) и отражают в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам федерального бюджета, в соответствии с указаниями нормативных правовых актов РФ и Росприроднадзора; 
  8. сверяют данные бюджетного учета администрируемых доходов федерального бюджета в соответствии с порядком и сроками, установленными нормативными правовыми актами РФ и Росприроднадзора; 
  9. уточняют невыясненные поступления в соответствии с установленным порядком действий администраторов доходов согласно нормативным правовым актам РФ, в том числе Росприроднадзора; 
  10. осуществляют принудительное взыскание с плательщиков платежей в бюджет в том числе штрафов по ним через судебные органы или через судебных приставов в случаях, предусмотренных законодательством РФ; 
  11. исполняют в случае необходимости иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные отношения; 
 
 
Ответственность за отсутствие расчета платы НВОС
 

 

Штрафных санкций за непредставление расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также за его подачу позднее установленного срока не предусмотрено. Однако такие действия могут квалифицироваться как сокрытие экологической информации, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц - от 10 000 до 20 000 рублей. 

 В соответствии со статьей 8.41 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 000 до 6 000 рублей; на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 рублей.

КОНТАКТЫ

Пара слов о нас

Наша компания выполняет экологические работы в ЛЮБОМ ОБЪЕМЕ – от разовых, до полного абонентского сопровождения предприятия. В любом случае мы гарантируем высокие стандарты, качество, полное соблюдение законодательных норм.